Ученые: «след» метеорита окислил океаны во время вымирания динозавров

Одной из причин массового вымирания животных, которое произошло примерно 65,5 миллиона лет назад, могло быть то, что мировой океан нашей планеты был резко окислен в результате выброса соединений серы в атмосферу после падения астероида, заявляют геологи в статье в журнале Nature Geoscience.

История жизни на Земле насчитывает пять массовых вымираний. Самое недавнее из них, мел-палеогеновое, привело к исчезновению динозавров, морских рептилий, моллюсков-аммонитов и других видов животных 65 миллионов лет назад. Его предполагаемой причиной считается падение метеорита в районе современного полуострова Юкатан, оставившего ударный кратер диаметром в 180 километров.

Сосуке Оно из Технологического института города Чиба (Япония) и ее коллеги раскрыли возможную причину практически мгновенного исчезновения морских рептилий и целых групп позвоночных и беспозвоночных организмов после падения астероида — «серный след» этого небесного тела.

Они пришли к такому выводу, изучив химический состав пород, собранных в районе гигантского кратера Чиксулуб на полуострове Юкатан в Центральной Америке, где предположительно «приземлился» этот астероид. Еще в прошлые годы ученые заметили, что близлежащие к кратеру породы содержат в себе большое количество гипса и других минералов с большой долей серы.

Это заставило их проверить, что произойдет с кусочками пород из Чиксулуба, если столкнуть их в специальной камере с «мини-астероидом», роль которого играла лазерная пушка, разгоняющая «ядро» из металлической фольги до скорости в 10 километров в секунду, с которой предположительно падал настоящий метеорит.

Столкновение «метеорита» с «Землей» привело к выделению больших объемов ангидрида серы (SO3) и других ее соединений, попадание которых в океан быстро привело бы к его закислению и вымиранию многих морских организмов. Этот эксперимент, как полагают авторы статьи, позволяет говорить о том, что «серный фактор» был одной из главных причин мел-палеогенового вымирания.