Почему зелёная энергетика не развивается?

Мифы о возобновляемых источниках энергии и отсутствие политической воли — основные камни преткновения для развития зелёной энергетики, сообщается в новом докладе Гринпис. Доклад был представлен в Дурбане (Южная Африка), где сейчас проходит саммит стран БРИКС. По мнению экспертов Гринпис, страны этого блока должны стать лидерами в развитии возобновляемых источников энергии. Новый доклад Гринпис развинчивает мифы о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), предлагает варианты для их внедрения и содержит успешный опыт самых разных стран. «Понижение стоимости возобновляемых источников энергии и рост цен на ископаемые виды топлива доказывают, что экономика изменилась. Эти и другие тенденции показывают, что эпоха угля заканчивается», — говорит руководитель климатической и энергетической программы Гринпис Африки Руфь Мхланга. Мы уверены, что энергетической революции препятствуют не отсутствие технологий или особенности экономики, а заблуждения о зелёной энергетике и отсутствие политической воли. «Этот вывод более чем актуален для России, где политики и эксперты относятся с возобновляемой энергетике крайне скептично, — говорит руководитель Энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров. — Их не убеждает опыт других стран. Китай, например, совершил зелёную революцию: примерно каждые пять часов страна вводит столько новых мощностей в ветроэнергетике, сколько есть всего в России — примерно 12 МВт. А российские показатели не меняются вот уже лет десять». Быстрый рост ветроэнергетики в Китае дал впечатляющие результаты: сегодня Китай получает 100 млрд киловатт-часов в год из энергии ветра, а из атомной энергии 98 млрд киловатт-часов. Впервые и истории Китая производство ветряной энергии растет быстрее, чем выработка угольной энергии. Для сравнения: в России производство электроэнергии от всех ВИЭ составляет чуть более 8 млрд кВт–часов в год, а объем ветровой генерации в России в десятки тысяч раз меньше, чем в Китае. Пример Китая не единственный: Германия с успехом замещает атомную генерацию солнечной и ветровой, не увеличивая при этом экспорт газа из России. «Можно понять политиков — они плоть от плоти традиционной ископаемой энергетики и получают колоссальные субсидии из карманов налогоплательщиков, — рассуждает Владимир Чупров. — Но как понять большую часть экспертного сообщества и СМИ, которые оперируют мифами 30-летней давности?» Действительно, журналисты продолжают тиражировать высказывание президента Владимира Путина: «Ветряки птиц убивают, вибрация такая, что из земли червяки вылезают, не говоря уже о кротах». Гринпис не устает повторять: проблема вибрации ветряков давно решена. Найдены технологические решения для проблемы подключения неустойчивых ВИЭ к сетям, а энергетическая окупаемость солнечной и ветровой энергетики сегодня лучше, чем у атомной. Вместо того, чтобы оценить опыт развитых стран и включиться в очередную техническую революцию, Россия продолжает верить тому, что ветряная энергетика убивает кротов.

Доклад был представлен в Дурбане (Южная Африка), где сейчас проходит саммит стран БРИКС. По мнению экспертов Гринпис, страны этого блока должны стать лидерами в развитии возобновляемых источников энергии.

Новый доклад Гринпис развинчивает мифы о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), предлагает варианты для их внедрения и содержит успешный опыт самых разных стран. «Понижение стоимости возобновляемых источников энергии и рост цен на ископаемые виды топлива доказывают, что экономика изменилась. Эти и другие тенденции показывают, что эпоха угля заканчивается», — говорит руководитель климатической и энергетической программы Гринпис Африки Руфь Мхланга.

Мы уверены, что энергетической революции препятствуют не отсутствие технологий или особенности экономики, а заблуждения о зелёной энергетике и отсутствие политической воли.

«Этот вывод более чем актуален для России, где политики и эксперты относятся с возобновляемой энергетике крайне скептично, — говорит руководитель Энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров. — Их не убеждает опыт других стран. Китай, например, совершил зелёную революцию: примерно каждые пять часов страна вводит столько новых мощностей в ветроэнергетике, сколько есть всего в России — примерно 12 МВт. А российские показатели не меняются вот уже лет десять».

Быстрый рост ветроэнергетики в Китае дал впечатляющие результаты: сегодня Китай получает 100 млрд киловатт-часов в год из энергии ветра, а из атомной энергии 98 млрд киловатт-часов. Впервые и истории Китая производство ветряной энергии растет быстрее, чем выработка угольной энергии. Для сравнения: в России производство электроэнергии от всех ВИЭ составляет чуть более 8 млрд кВт–часов в год, а объем ветровой генерации в России в десятки тысяч раз меньше, чем в Китае. Пример Китая не единственный: Германия с успехом замещает атомную генерацию солнечной и ветровой, не увеличивая при этом экспорт газа из России.

«Можно понять политиков — они плоть от плоти традиционной ископаемой энергетики и получают колоссальные субсидии из карманов налогоплательщиков, — рассуждает Владимир Чупров. — Но как понять большую часть экспертного сообщества и СМИ, которые оперируют мифами 30-летней давности?» Действительно, журналисты продолжают тиражировать высказывание президента Владимира Путина: «Ветряки птиц убивают, вибрация такая, что из земли червяки вылезают, не говоря уже о кротах». Гринпис не устает повторять: проблема вибрации ветряков давно решена. Найдены технологические решения для проблемы подключения неустойчивых ВИЭ к сетям, а энергетическая окупаемость солнечной и ветровой энергетики сегодня лучше, чем у атомной.

Вместо того, чтобы оценить опыт развитых стран и включиться в очередную техническую революцию, Россия продолжает верить тому, что ветряная энергетика убивает кротов.