Покупатели составили рейтинг экологичности российских магазинов

Гринпис представил второй рейтинг экологичности супермаркетов, составленный на основе информации, присланной покупателями со всей России. В рамках проекта «Зелёный супермаркет» сотни россиян отправились в магазины и оценили розничные сети с точки зрения их участия в создании и решении проблемы отходов. Ни одна из крупнейших торговых сетей не смогла преодолеть в рейтинге нулевую отметку, однако были выявлены сети, которые уже сейчас на практике реализуют идеи «зелёного супермаркета». Напомним, что этим летом Гринпис дал старт новой кампании «Зеленый супермаркет». Сотрудники и волонтеры организации проверили магазины десяти крупнейших торговых сетей по 20 различным критериям и узнали, навязывает ли сеть бесплатные пластиковые пакеты или приучает покупателей приносить с собой многоразовые сумки, принимает ли тару и упаковку на переработку, предлагает ли возможность приобрести развесные товары в упаковку покупателя. На основе этих данных была составлена первая версия рейтинга экологичности супермаркетов.Благодаря участию покупателей по всей России мы смогли обновить рейтинг «Зеленый супермаркет» и представляем его вторую, народную, версию. За 3 недели мы получили около 1000 анкет с информацией о супермаркетах от Калининграда до Камчатки. Примерно половина исследованных супермаркетов находятся в Петербурге и Москве, другая половина — в регионах. В результате была составлена подробная картина всей отрасли — и в крупных городах, и в более мелких населенных пунктах лидеры рынка ведут себя одинаково. Как и в первом рейтинге, оценивались крупнейшие по объему продаж российские супер- и гипермаркеты — ведь именно они определяют политику и могут задать тон в поведении для других, более мелких магазинов. Ни один из магазинов не смог преодолеть в рейтинге нулевую отметку, а большая часть сетей ухудшила свои позиции по количеству баллов. В целом, разница между сетями незначительна. Первое место заняла сеть супермаркетов «Магнит». Однако лидером рейтинга эту сеть можно назвать очень условно, ведь все участники находятся в красной, отрицательной, зоне. Кроме того, «Магнит» несколько ухудшил свои показатели по сравнению с предыдущим рейтингом. Потеря баллов связана с распространением магазинами сети бумажной рекламы, в том числе, по почтовым ящикам близлежащих домов. Аутсайдер рейтинга прежний — сеть магазинов «Ашан». Основные минусы «Ашана» — упаковка сумок в пленку на входе и отсутствие альтернатив, а также раздача бесплатных пакетов с ручками на кассах — не претерпели никаких изменений с прошлого рейтинга. Однако есть и положительная тенденция: во многих магазинах продавцы перестали вести себя агрессивно по отношению к покупателям, стремящимся сократить количество упаковки. Негативные факторы смягчаются и тем, что на кассах продаются многоразовые сумки. В целом, можно отметить явный прогресс.Сильно потерял в своих позициях лидер предыдущего рейтинга — «Лента» — превратившись в обычный сетевой магазин без каких-либо особенностей. Причиной падения в рейтинге стало прекращение эксперимента по приему стеклянной тары и алюминиевых банок в ряде магазинов сети.При этом оказалось, что существуют торговые сети и магазины, в которых реализуются идеи «зеленого супермаркета». Например, сибирская сеть магазинов принимает у своих покупателей банки от детского питания, которые потом повторно используются. А в Волгограде один из ритейлеров предоставляет возможность сдать макулатуру. В некоторых московских сетевых магазинах установлены баки для раздельного сбора мусора. Подобные инициативы сетей говорят о том, что сократить количество отходов и обеспечить их сбор у покупателей вполне реально — даже если небольшие торговые сети могут делать это, то у крупных сетей есть значительно больше возможностей для реализации подобных проектов. Еще в начале месяца Гринпис обратился к крупнейшему по оборотам продаж российскому ритейлеру Х5 Retail Group, а также к самой крупной из европейских торговых сетей, работающих в России, «Ашан» с предложением сделать первые шаги к решению проблемы отходов уже сейчас. Среди мер, которые сети могут предпринять без дополнительных затрат — отказ от дополнительного упаковывания товаров в одноразовые полиэтиленовые пакеты без просьбы покупателя, возможность приобрести многоразовые сумки или коробки для упаковывания покупок, произведенные из вторичного сырья, организация системы скидок и бонусов для покупателей, использующих многоразовую тару для развесных продуктов. Основное требование Гринпис к супермаркетам — обеспечить приём у покупателей раздельно собранной упаковки.В дальнейшем Гринпис планирует обновлять рейтинг и сообщать обо всех изменениях, которые были предприняты сетями.